Учитывая важность вносимых поправок в СОУТ, а также потребность в совершенствовании законодательства с точки зрения его практической реализации, в том числе высказанную делегатами VI Съезда ВЭП, Всероссийский Электропрофсоюз предлагает к рассмотрению качественные изменения, внесенные в порядок проведения специальной оценки условий труда.
Поправки в закон были приняты с учетом большого количества предложений, переданных в структуры федеральных исполнительных и законодательных органов власти, профсоюзами, учитывающих уже имеющуюся практику применения законодательства о СОУТ. Далеко не все предложения были включены в поправки к закону, поэтому в перспективе эта работа будет продолжена.
Сегодня мы рассмотрим наиболее существенные изменения.
1. «Работодатель обязан предоставлять организации, проводящей СОУТ предложения работников по идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии таких предложений» (п. 2, часть 2, статьи 4), в том числе «работник вправе обращаться к работодателю, к организации, проводящей СОУТ, к эксперту организации, проводящей СОУТ с предложением по осуществлению идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов» (п. 2, часть 1, статьи 5).
2. Изменения в статью 11 Закона допускают декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, если вредные условия труда по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, работа на которых дает право на предоставление льготной досрочной пенсии, предоставление различных гарантий и компенсаций, условия труда на которых были уже установлены по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест. Статья дополнена нормой, что прекращение действия декларации может осуществляться при выявлении на рабочем месте нарушения соблюдения требований охраны труда, в ходе проведения федерального государственного надзора.
3. Установлены дополнительные требования к работодателю в части уведомления в течение 3-х рабочих дней организации, проводящей СОУТ, об утверждении результатов специальной оценки условий труда (п. 5, часть 5, статьи 15).
4. Изменения внесены в статью 17, позволяющую проводить внеплановую СОУТ в течение 12-ти месяцев при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест или проведенных изменений в технологических процессах, замены оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. По другим основаниям срок проведения внеплановой СОУТ сохранен и составляет 6 месяцев.
Допускается не проводить внеплановую СОУТ при изменении или смене работодателя, наименования рабочего места, не повлекших оснований для проведения внеплановой СОУТ. Такое решение должно приниматься комиссией.
5. За работником сохраняется право на ранее предоставляемые гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда, по сравнению с их положением, установленным после проведения СОУТ, результаты которой получены с нарушением требований Закона. Это право сохраняется до утверждения отчета о проведении внеплановой СОУТ.
6. Изменения в статью 21 Закона предполагают, что экспертизе качества СОУТ подлежат также и организации, проводящие СОУТ.
7. Статья 27 Закона дополнена нормой, в соответствии с которой аттестация методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должна быть завершена не позднее 31.12.2020 года.
Остальные внесенные в законодательство о СОУТ изменения носят несущественный редакционный и технический характер.
Руководитель департамента охраны труда аппарата ВЭП Н.П. Смирнов