ПАО «Россети», крупнейшая электросетевая компания РФ, сообщила о возможности консолидации дочерних компаний по образу и подобию планируемого слияния ОАО «МРСК Центра» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья».
Такое решение может быть принято по итогам 2017 г., объявил глава «Россетей» Олег Бударгин, сообщивший об успешном ходе «пилотного» объединения «дочек» госхолдинга и о наличии площадок для дальнейшей консолидации. Эксперты отмечают преимущества, которые принесет объявленная почти полгода назад пробная консолидация равноценных «дочек» «Россетей». Тем временем любители отслеживать глобальные процессы в энергетике и следить за соперничеством влиятельных кланов строят предположения насчет дальнейшей судьбы предложенной «Россетями» программы реформирования отрасли, предусматривающей дальнейшую консолидацию активов компании с преобразованием МРСК в филиалы госхолдинга.
«Дочки» «Россетей» готовы к укрупнению
О том, что две крупные и привлекательные для инвесторов «дочки» «Россетей» могут стать единой компанией, было объявлено в октябре минувшего года одновременно с сообщением о введении единого управления, направленного на повышение производственной и финансовой эффективности и снижение операционных издержек. Эксперты отрасли тут же напомнили о предшествующей попытке подобной оптимизации – заключенном в 2015 году соглашении о долгосрочном сотрудничестве между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «Ленэнерго», также направленном на сокращение управленческих издержек. Объединение не состоялось из‑за того, что депозиты «Ленэнерго» «зависли» в печально известном банке «Таврический». Прогнозы, связанные с общим будущим двух МРСК, более оптимистичны – речь идет о взаимодействии находящихся в одинаковом положении «дочек», а не об объединении проблемной и успешной компании.
При этом сами «Россети» сразу предупредили о том, что введение единого управления не гарантирует консолидации родственных и равных по многим параметрам «дочек». «Решение зависит от квалифицированного большинства, в значительной степени – от того, какую позицию займут миноритарные акционеры», – сообщает госхолдинг, напоминая о том, что окончательное решение на этот счет будет принято по итогам 2017 г. Сам Олег Бударгин считает, что все «идет хорошо», и не исключает возможности развития событий, при котором из 15 «дочек» «Россетей» «можно сделать, к примеру, семь».
"Мама" и "дочка» продолжают спор
«Объединение разрозненных сетевых компаний, образовавшихся после реформы РАО ЕЭС, было неизбежным», – считают эксперты. После реформы РАО ЕЭС сетевой комплекс обрел массу собственников, которые заботились не столько о повышении эффективности, сколько о собственном финансовом благополучии.
«Отсутствие необходимых инвестиций в электросетевой комплекс в последние 20 лет привело к тому, что общий износ распределительных сетей достиг 70%, износ магистральных электрических сетей – 50%, 7% сетей выработали два нормативных срока», – признали авторы стратегии развития электросетевого комплекса РФ до 2030 г., одобренной правительством летом 2013‑го. Несколькими месяцами раньше было принято решение о создании оператора национального масштаба – компании «Россети», которая управляет не только МРСК и региональными сетевыми компаниями, но и самой непокорной из своих «дочек» – ФСК ЕЭС, отстаивающей свое видение дальнейшей сетевой реформы.
Одним из самых громких энергетических противостояний прошлого года стал конфликт между «Россетями» и ФСК ЕЭС, ведущими борьбу за перераспределение влияния в отрасли. Судя по опубликованной в открытом доступе информации, стратегия «Россетей» предполагала дальнейшую централизацию и консолидацию электросетевого комплекса вплоть до преобразования МРСК и ФСК ЕЭС в филиалы «Россетей». В случае принятия предложенной стратегии «Россети» получали контроль над инвестиционными проектами государственного значения по строительству энергомоста в Крым, укреплению связей ОЭС Северо-Запада и Центра и энергоснабжению БАМа и Транссиба.
ФСК предлагало иную формулу реформы, позволяющую «разбавить» влияние «Россетей», – с приватизацией большинства МРСК, переходом под управление ФСК относительно благополучной МРСК Сибири и проблемных электросетевых активов Дальнего Востока. Судя по итогам состоявшегося в апреле 2016 г. совещания у Владимира Путина, было принято решение сохранить статус-кво, добавив введение «глубокого мониторинга» «Россетей» за расходами ФСК. Единственное капитальное предложение, которое было принято на совещании, – усиление представительства «Россетей» в совете директоров ФСК ЕЭС.
Другой объединительный процесс, который идет, на первый взгляд, полным ходом и имеет прямое отношение к территории ответственности «Россетей», – это запущенное в минувшем году сокращение количества мелких неквалифицированных территориальных сетевых организаций (ТСО). Они обременяют потребителя дополнительной тарифной нагрузкой, не имеют возможности поддерживать сети в должном порядке и отбирают свою долю котлового тарифа у других сетевых компаний, лишая последних тех средств, которые могли бы пойти на модернизацию сетей.
Совсем недавно Россия являлась абсолютным чемпионом в этой сфере – в начале десятилетия ТСО насчитывалось около трех тысяч. По данным региональных регуляторов, в 2017 г. их количество уменьшилось до 1900, при этом в зоне ответственности «Россетей» находится 1600 ТСО. «Применение критериев ТСО в 2015‑2016 гг. поспособствовало сокращению их количества в регионах ответственности «Россетей» в среднем на 33%», – сообщает холдинг.
Первым серьезным сигналом «на выход» стало вышедшее в 2015 г. правительственное постановление, установившее критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО. Ужесточение требований к ТСО, повышая порог входа на рынок, продолжилось в 2016 г. и, судя по всему, продолжится и в дальнейшем. Проблема в том, что в существующем законодательстве нет стимула для передачи активов ТСО под контроль профессиональных сетевых компаний. Теоретически лишенная статуса ТСО может продать свои активы, объединиться с квалифицированной сетевой компанией или "поднять» свои активы до уровня, позволяющего вернуться в число ТСО. На практике они имеют полное право перейти в "серую зону», что добавляет проблем потребителям, которые «расплачиваются" за технические нарушения, и "Россетям», которым приходится нести последствия устранения ЧП.
«Несмотря на то что мы исключили из "котлового» тарифа лишь наиболее мелкие и неквалифицированные ТСО, не оказывающие существенного влияния на системную надежность электроснабжения потребителей, в ДЗО «Россетей» существуют прецеденты выполнения ремонтно-восстановительных работ на объектах владельцев электросетевых объектов, лишенных статуса ТСО, – сообщил в конце 2016 г. заместитель генерального директора «Россетей» Сергей Семериков. – Зачастую затраты на выполнение аварийных и восстановительных работ на электросетевых объектах сторонних лиц не компенсируются ни со стороны собственников (владельцев) данных объектов, ни со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Мы считаем необходимым активизировать совместную с Минэнерго России проработку механизма «подхвата" электросетевых объектов владельцев, не соответствующих критериям отнесения к ТСО и не участвующих при осуществлении регулируемой деятельности по передаче электрической энергии. Для надежного обеспечения конечного потребителя качественной электрической энергией мы предлагаем обязать владельцев объектов электросетевого хозяйства, лишившихся статуса ТСО, заключить с вышестоящей ТСО договор о порядке использования оборудования».
Схожее решение предлагает ассоциация НП ТСО, считающая нужным дополнить Закон об электроэнергетике нормой о том, что организация, лишившаяся статуса ТСО, до 1 декабря передает свои объекты по договору на эксплуатационное обслуживание, форма которого утверждается правительством, смежной сетевой организации, к которой присоединены ее объекты. Такой договор может действовать до продажи объектов самой организацией, лишившейся статуса ТСО – добровольно или же по решению суда.
12.04.2017