Правительство предлагает работодателям экономить на оплате труда.
Сокращать темпы роста затрат предприятий естественных монополий надо прежде всего за счет оплаты труда работников. Так в правительстве РФ предлагают экономить работодателям в сфере энергетики и в ОАО «РЖД». Соответствующий план мероприятий был подписан премьером Медведевым еще в прошлом году, но даже после корректировки, которой добились профсоюзы, суть предложений не изменилась. А это ставит под угрозу договоренности, достигнутые в отраслевых соглашениях.
Поправить финансовые дела компаний за счет работников. Именно так был воспринят профсоюзами один из пунктов правительственного документа - Плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности. Речь в этом пункте идет о том, что индексация заработной платы энергетикам и железнодорожникам в 2014 году вроде как и не нужна. Документ был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым еще в ноябре прошлого года, причем без согласования как с профсоюзной стороной Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, так и с Министерством труда.
- Конечно, профсоюзная сторона РТК на ноябрьском заседании комиссии возмутилась таким положением дел, - рассказывает заместитель председателя ФНПР Нина Кузьмина. - Потому что в инфраструктурных компаниях подписаны отраслевые соглашения, которыми индексация зарплат предусмотрена. А подобные планы попросту провоцируют или даже толкают работодателей на неисполнение обязательств соглашения в системе социального партнерства.
На ноябрьском заседании РТК профсоюзы добились корректировки плана, что и было сделано впоследствии. Вот только суть оспариваемого пункта не изменилась. И, по словам Нины Кузьминой, по-прежнему не устраивает профсоюзы. Потому что ожидаемыми результатами указанного в нем мероприятия опять значится сокращение затрат «с учетом реализации предложений повышения производительности труда». А затраты эти, по мнению разработчиков, не что иное, как в первую очередь расходы на оплату труда различных категорий работников ОАО «РЖД» и энергетических компаний.
«А»-СПРАВКА
Пункт № 2 Плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности.
«Разработка предложений по приведению расходов на оплату труда различных категорий работников в субъектах естественных монополий в соответствии с экономическими задачами сокращения издержек с учетом реализации предложений повышения производительности труда и применения дифференцированного подхода в оплате труда различных категорий работников».
- Почему заработную плату работникам обусловливают повышением производительности труда!? – возмущена зампред ФНПР. - Ведь таким образом людей делают фактически заложниками действий некомпетентных менеджеров - менеджеров, которые повысить производительность труда, организовав производство соответствующим образом, не могут. Почему сокращение издержек нужно начинать с расходов на оплату труда, что за чушь?! Ведь и на предприятиях энергетики, и на железнодорожном транспорте оплата труда как раз в сегменте основного персонала довольно низкая. А почему бы не подумать про энергосбережение, про сокращение необоснованных потерь, например? И я еще раз подчеркиваю тот факт, что само правительство толкает компании к несоблюдению подписанных отраслевых соглашений.
Хотелось бы напомнить, что соглашения эти подписывались непросто. Так, в прошлом году «Солидарность» неоднократно рассказывала о затянувшемся противостоянии, возникшем между обществом работодателей РАЭЛ и отраслевым профсоюзом. Обращения в профильное министерство и правительство РФ, акции протеста и, наконец, заявление главы ФНПР Михаила Шмакова о предзабастовочной ситуации в отрасли энергетики… И основной причиной конфликта было требование профсоюзной стороны о повышении реальной зарплаты работникам. В итоге профсоюз сумел добиться поэтапного повышения зарплаты в 2013 - 2014 годах.
Да и у железнодорожников все непросто. Несмотря на заявления работодателей о грядущих - ввиду заморозки тарифов - убытках компании, Роспрофжелу удалось в новом коллективном договоре в ОАО «РЖД» и в Отраслевом соглашении по организациям дорожного транспорта сохранить все льготы и гарантии работникам. И опять же - строка об индексации зарплат была самым спорным вопросом, хотя ее все же удалось отстоять.
Теперь же, ввиду новых корректив, предлагаемых правительством, достигнутые договоренности могут не выполняться.